Арктика — крайне малонаселённая территория. Здесь проживает всего около 4 млн. чел. Плотность населения колеблется от 3 до 3410 чел. на 100 км2, что объясняется суровыми природно-климатическими условиями этого региона. После распада СССР началось постепенное свертывание научных исследований по медико-биологическим проблемам Севера. В ХХI веке в связи с истощением мировых запасов полезных ископаемых планируется резкое увеличение объемов их добычи на северных территориях. По расчетам экономистов, для освоения природных богатств только лишь Якутии необходимо привлечь 5 млн. специалистов. Предпосылки полномасштабного экономического освоения Северо-Востока страны уже существуют. Нетрудно догадаться, что крупнейшие компании мира готовы вербовать сотни и тысячи специалистов по всему миру для работы на северных территориях. Планы интенсивного развития промышленности и освоения природных ресурсов северных регионов создают условия для конкурентной борьбы за право разработки месторождений полезных ископаемых. В этой борьбе победит тот, кто сумеет защитить своих специалистов от пагубного воздействия экстремальных природно-климатических факторов Крайнего Севера. Следует отметить, что страны Арктики ждет наплыв огромного количества мигрантов из более южных районов Земли. По некоторым прогнозам, прозвучавшим на ХIII Международном конгрессе по приполярной медицине (г. Новосибирск, 12–16 июня 2006 г.), в северные регионы в будущем могут переселиться около 1,5 млрд. человек. При глобальных изменениях климата масштабность этого переселения может в действительности превзойти прогнозы ученых.
В этих условиях увеличение постоянного населения Арктики, сохранение его здоровья и трудоспособности являются приоритетными задачами национальных правительств арктических государств. В настоящее время оказание медицинской помощи при патологии человека в условиях Крайнего Севера является недостаточно эффективным, что объясняется не только недостатками в организации лечебно-профилактической помощи, но также и недостаточной изученностью особенностей распространения, этиопатогенеза и клинических проявлений заболеваний человека в специфических условиях холодного климата. К сожалению, вплоть до настоящего времени в монографиях, посвященных медицинским проблемам Севера, не уделяется достаточного внимания вопросам физиологии и особенностям этиопатогенеза заболеваний человека в условиях Крайнего Севера. Полностью отсутствует информированность врачей по этим вопросам, так как ни в одном учебнике, руководстве или справочнике они не освещены достаточным образом. Они не затрагиваются также и в процессе обучения в высших учебных заведениях.
Таким образом, важнейшую роль в жизни, работе и оказании медицинской помощи в арктических регионах играет среда обитания со своими особенностями:
· Большая повторяемость (45—65 % дней за год) низких отрицательных температур.
· Недостаток или полное отсутствие (полярная ночь) солнечной радиации зимой.
· Избыток (полярный день) солнечной радиации летом.
· Преобладание пасмурной погоды (140—150 дней за год).
· Сильный ветер с частыми низовыми метелями.
· Низкое парциальное давление кислорода в атмосфере.
· Повышенная потребность в витаминах.
· Низкое абсолютное содержание водяных паров в атмосфере в зимнее время.
В настоящее время на территории Российской Федерации в имеющихся медицинских стандартах нет никаких поправок для конкретного региона. Особенно это актуально при оказании первой медицинской помощи в полевых условиях там, где температура зимой колеблется до -67С. При попадании в аварию или получении любой травмы первая медицинская помощь начинается, как правило, с наложения жгута для остановки кровотечения или иммобилизационной шины для обезболивания. Это тот комплекс мероприятий, который направлен на сохранение жизни пациента. Его может провести любой обученный человек в любом месте, имея при себе индивидуальную аптечку. Особенно это актуально по отношению к остановке кровотечения. Но как выбрать жгут, который не потеряет свою эластичность и при этом не лопнет при -50С? Как сохранить ампулу обезболивающего в условиях низких температур? В каких ампулах должны храниться препараты в случае заморозки, и что будет, если препарат заморозить и разморозить 20 и более раз? Как быстро вызвать помощь, транспортировать больного до ближайшей больницы в условиях региона с большими расстояниями между населёнными пунктами? Эти вопросы не имеют должного ответа и сегодня.
Также немаловажную роль в проживании и работе в Арктике играет акклиматизация. Только в конце 80-х годов XX века был выявлен фактор природной среды, в такой же мере характерный для высоких широт, как и холод. Это — низкое абсолютное содержание водяных паров в атмосфере. Среднегодовое абсолютное содержание влаги в атмосферном воздухе приполярных областей ниже, чем в воздухе пустынь, так как при сильном морозе влага вымерзает. В районах холодного климата низкая абсолютная влажность характерна не только для открытого пространства, но и для жилых, служебных и производственных помещений, то есть сухость воздуха является постоянным фактором среды обитания. То, каким образом холодный сухой воздух ухудшает условия газообмена в легких, до последнего времени остается невыясненным.
Установлено, что адаптация к экстремальным климатическим условиям Севера проходит в несколько этапов. В период начальной адаптации к холоду происходит наращивание функциональных резервов за счет дополнительного раскрытия альвеол в верхних и средних зонах легких. При длительном (более 10-15 лет) проживании на Севере увеличение площади газообмена и расширение «рабочей зоны» диффузии осуществляется уже главным образом за счет морфологических изменений: увеличения размеров альвеол, а также количества, диаметра и объема капилляров, выбухающих в просвет альвеол. Морфологические и функциональные изменения органов дыхания заключаются, прежде всего, в увеличении площади альвеолярной поверхности легких в среднем на 24% и объема легочных капилляров на 39%. У этой группы населения давление крови в малом кругу значительно превышает нормальную величину, частота легочной гипертензии достигает 80%. Вместе с тем возможность дальнейшего повышения морфо-функциональных адаптационных резервов у них оказывается уже достаточно исчерпанной. Поэтому большие физические перегрузки, курение, ОРЗ вызывают нарастание гипоксемии и развитие деструктивных изменений легочной ткани. Это, в свою очередь, обусловливает частое возникновение и тяжелое течение острых и хронических патологических процессов в органах дыхания. Длительная гипоксемия, усиливающаяся в холодное время года, повышает свободно-радикальные процессы и снижает содержание антиоксидантов в организме, в частности витаминов С и Е, не столько вследствие дефицита их в пище, сколько из-за повышенной утилизации, что, в свою очередь, поднимает пласт вопросов об усиленном питании с большим содержанием витаминов, о системе эффективных медицинских осмотров, препятствующих появлению хронических патологий, и ранней диагностики заболеваний.
Эти и ряд других вопросов требуют детального изучения с целью эффективной профилактики и лечения завболеваний, а также выработки новых стандартов оказания медицинской помощив условиях Арктики.