ГОГОБЕРИДЗЕ Г.Г., РУМЯНЦЕВА Е.А. Цифровой информационно-аналитический центр научно-технологической и кадровой политики в Российской Арктике

ГОГОБЕРИДЗЕ Г.Г., РУМЯНЦЕВА Е.А. Цифровой информационно-аналитический центр научно-технологической и кадровой политики в Российской Арктике


Введение
В России за последние несколько лет принят ряд основополагающих стратегических документов по обеспечению развития Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ), главными из которых являются «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» и «Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года». В этих документах выдвинуты задачи использования Арктической зоны в качестве стратегической ресурсной базы для социально-экономического развития страны, сбережения местных уникальных экосистем, сохранения Арктики в качестве зоны мира и сотрудничества.
Сформулированные в указанных и иных стратегических документах приоритеты определяют три главных направления научно-технологической и кадровой политики в российской Арктике, которая является территорией сосредоточения национальных интересов и приоритетов Российской Федерации:
повышение качества жизни;
освоение территории;
рост эффективности использования человеческого ресурса.
При этом приоритетным комплексным направлением развития АЗРФ и обеспечения национальной безопасности является социально-экономическое развитие российской Арктики для обеспечения комфортного присутствия человека в условиях Крайнего Севера. Реализация этого направления в свете Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации невозможна без интенсифицированного развития науки и технологий арктической направленности в сочетании с развитием кадрового потенциала по арктическим специализациям. В этой связи необходимо формирование конкурентоспособных взаимосвязанных научно-образовательного и научно-технологического секторов в области подготовки высококвалифицированных и специализированных рабочих кадров для работы в Арктике, разработки и внедрения инновационных технологий и материалов, адаптированных к природно-климатическим условиям АЗРФ. При этом развитие вышеназванных секторов невозможно без неразрывной связи с активными инновационно развивающимися хозяйствующими субъектами Арктики.
С учетом высокого интегрального научно-технологического потенциала академической и университетской науки Республики Беларусь не вызывает сомнения, что интеграция деятельности научных и научно-образовательных организаций и объединений Российской Федерации и Республики Беларусь в рамках деятельности Союзного государства приведет к мощному синергетическому эффекту при разработке инновационных арктических технологий и продуктов и росту арктического кадрового потенциала. Это позволит развить новые научные и образовательные связи в рамках Союзного государства, а также выйти на новые горизонты научно-технологического и образовательного инновационного взаимодействия Российской Федерации и Республики Беларусь.
Таким образом, необходимо фокусирование интеллектуальных, технологических и финансовых ресурсов на подготовку кадров и создание продуктов и технологий, предназначенных для обеспечения комфортного присутствия человека в условиях Крайнего Севера, для создания условий формирования системы устойчивого развития региона, адаптированной к возрастающей антропогенной нагрузке на окружающую среду в условиях интенсификации освоения АЗРФ.
Возможности решения задач освоения Арктики со стороны Союзного государства и Фонда «Арктика-СГ»
Исходя из положений Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, основных направлений освоения и использования АЗРФ и цели научно-технологической программы обеспечения комфортного присутствия человека в условиях Крайнего Севера, сформулированы четыре основные направления реализации, включающие:
Обеспечение комфортного проживания человека в Арктике, Стратегия НТР России, пп. 20ж (основной), 20в и 20г (дополнительные);
Обеспечение развития транспортно-логистических систем, Стратегия НТР России, пп. 20е (основной) и 20а (дополнительный);
Обеспечение устойчивой эксплуатации ресурсов, включая биоресурсы, Стратегия НТР России, пп. 20б (основной), 20а и 20г (дополнительные);
Обеспечение ресурсосбережения и сохранности арктической экосистемы, Стратегия НТР России, пп. 20д (основной), 20б и 20ж (дополнительные).
Каждое направление включает в себя набор комплексных проектов по созданию высокотехнологичных инновационных продуктов, появление которых приведет к существенному повышению эффективности, качества и/или результативности деятельности хозяйствующих субъектов в сфере обеспечения комфортного присутствия человека в условиях Крайнего Севера.
Со стороны Союзного государства основным направлением деятельности является создание необходимой системы инноваций для разработки новых и трансформация для нужд АЗРФ имеющихся современных технологий и продуктов, а также реализация научной и кадровой политики, что обеспечит качественно новый уровень развития ключевых отраслей в условиях интенсификации освоения и использования Арктики на основе эффективного использования совместного научно-технологического и научно-образовательного потенциала Союзного государства.
Данные приоритеты деятельности Союзного государства в Арктике включают 4 крупных группы мероприятий:
научно-технологическая разработка инновационных арктических технологий и продуктов, адаптированных к возрастающей антропогенной нагрузке на окружающую среду;
технологическое развитие ключевых отраслей с учетом возрастающей антропогенной нагрузки на окружающую среду в условиях интенсификации освоения и использования Арктики;
развитие кадрового потенциала для удовлетворения потребностей АЗРФ;
социально-общественное сопровождение социально-экономического развития АЗРФ.
Создание Фонда поддержки высокотехнологичных инновационных программ социально-экономического развития Арктики, международного и регионального сотрудничества «Арктика-СГ», как унитарной некоммерческой организации, как раз и имеет главной целью формирование технологической основы и фундаментального задела для высокотехнологичной модернизации и технологического обновления предприятий Союзного государства для работы в сферах, обеспечивающих присутствие человека в Арктике, добычу природных ископаемых, транспортировку грузов и сохранение арктической экосистемы, а также формирование кадрового потенциала для реализации кадровой и молодежной политики в Арктике.
При этом роль Фонда «Арктика-СГ» сводится не только к привлечению финансов, но и к выполнению информационно-аналитической функции: анализ научно-технологических и кадровых потребностей и возможностей, форсайт арктических технологий и продуктов, экспертная деятельность и др.
При этом предполагается формирование интегрирующего консалтингового информационно-аналитического механизма, который будет осуществлять:
мониторинг и анализ технологических потребностей хозяйствующих субъектов АЗРФ в инновационных и диверсификационных решениях по их развитию;
анализ существующих и форсайтинговые исследования передовых технологий и продуктов, включая организационные и маркетинговые технологии и продукты, создаваемых научными и научно-технологическим организациями Союзного государства, возможных для адаптации к условиям Арктики и важных для
внедрения в деятельность арктических хозяйствующих субъектов;
мониторинг кадровых потребностей регионов и хозяйствующих субъектов АЗРФ и возможностей образовательных организаций России и Беларуси по их удовлетворению.
Принципы деятельности цифрового информационно-аналитического центра научно-технологической и кадровой политики в АЗРФ (ИАЦ НТиКП АЗРФ)
Таким образом, одним из важных обеспечивающих координирующих инструментов деятельности Союзного государства и Фонда «Арктика-СГ» при реализации научно-технологических программ обеспечения комфортного присутствия человека в условиях Крайнего Севера и роста кадрового потенциала в АЗРФ является цифровой информационно-аналитический центр научно-технологической и кадровой политики в АЗРФ (ИАЦ НТиКП АЗРФ), действующий как интеграционный информационно-аналитический и консалтинговый механизм поддержки принятия решений, позволяющий проводить форсайтинговые исследования по эффективности технологических инновационных и кадровых решений по устойчивому развитию арктических территорий и развитию рынка арктических технологий и продуктов хозяйствующих субъектов АЗРФ, а также содействовать разработке и внедрению арктических инновационных технологий в организации, осуществляющие свою деятельность в области обеспечения комфортного присутствия человека в условиях Крайнего Севера.
Основой ИАЦ НТиКП АЗРФ является интегрированная информационно-аналитическая и экспертная деятельность в виде системы поддержки принятия решений:
- по направлениям научно-технологического развития (группы инновационных продуктов/технологий) в области обеспечения комфортного присутствия человека в Арктике,
- по кадровым потребностям регионов и хозяйствующих субъектов АЗРФ и возможностям образовательных организаций России и Беларуси по их удовлетворению.
В целом на базе ИАЦ НТиКП АЗРФ планируется проведение таких видов работ, как:
автоматизированный сбор и информационно-аналитическая обработка данных по научным и научно-технологическим работам арктической тематики, выполняемым производственными, научными и научно-образовательными организациями, профильными федеральными и региональными органами государственной власти и агентствами по региональному развитию, региональными научными центрами Российской Федерации, а также ведущими зарубежными научными, научно-образовательными и научно-технологическим организациями, ведущими разработки по арктической тематике;
форсайт технологических решений для повышения эффективности развития арктических территорий и удовлетворения потребностей хозяйствующих субъектов с оценкой эффективности разработки и внедрения инновационных технологических решений;
экспертные оценки перспективности научно-исследовательских и научно-технологических программ арктических исследований, разработок, создания продуктов для повышения эффективности развития арктических территорий и удовлетворения потребностей рынка арктических технологий и продуктов хозяйствующих субъектов АЗРФ;
мониторинг и прогноз кадровых потребностей регионов и хозяйствующих субъектов АЗРФ по важнейшим арктическим специализациям, затрагивающим квалифицированных специалистов высшего и среднего профессионального образования; мониторинг и прогноз возможностей образовательных организаций России и Беларуси по удовлетворению их кадровых запросов.
Таким образом, функционирование ИАЦ НТиКП АЗРФ будет носить обеспечивающий и координирующий характер при реализации программ Союзного государства и Фонда «Арктика-СГ» по арктический тематике, по всем направлениям деятельности.
Кроме того, предполагается, что помимо Союзного государства и Фонда «Арктика-СГ» потребителями результатов деятельности ИАЦ НТиКП АЗРФ будут являться:
федеральные органы исполнительной власти, в первую очередь:
Министерство Российской Федерации по делам Дальнего Востока и Арктики,
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации,
региональные органы исполнительной власти и агентства по региональному развитию;
хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в российской Арктике.
Деятельность ИАЦ НТиКП АЗРФ как единой интеграционной информационно-аналитической системы поддержки принятия решений осуществляется взаимосвязанными группами по направлениям деятельности:
информационно-аналитическая группа, осуществляющая сбор и комплексную обработку и анализ данных по научно-технологическим работам арктической тематики и подготовке кадров и кадровой потребности хозяйствующих субъектов в Арктике, включая поиск специализированной информации.
группа прогноза, осуществляющая многовариантный форсайт технологических решений для повышения эффективности развития арктических территорий и удовлетворения потребностей хозяйствующих субъектов арктического региона, а также прогноз кадровой потребности и путей удовлетворения кадрового дефицита в Арктике.
координационная группа, осуществляющая координацию и взаимосвязь деятельности вышеназванных групп, а также взаимосвязь ИАЦ НТиКП АЗРФ с федеральными и арктическими региональными органами исполнительной власти и агентствами по региональному развитию Российской Федерации, а также организациями и учреждениями, задействованными в реализации арктических программ Союзного государства и Фонда «Арктика-СГ», в т.ч. хозяйствующими субъектами Союзного государства, осуществляющие деятельность в арктическом регионе, и научно-технологическими и образовательными организациями Союзного государства.
Структура и схема деятельности ИАЦ НТиКП АЗРФ
Основополагающим элементом ИАЦ НТиКП АЗРФ служит информационно-аналитический центр междисциплинарных исследований развития АЗРФ Мурманского арктического государственного университета (МАГУ), который, в частности, аккумулирует информацию о результатах реализации научных проектов, направленных на развитие АЗРФ, в виде информационно-аналитической базы данных по научно-исследовательским и научно-технологическим работам арктической тематики, выполняемым учреждениями Российской Федерации.
Кроме того, на базе МАГУ успешно функционирует информационно-аналитическая площадка инновационных арктических технологий, созданная при поддержке и содействии Федерального исследовательского центра «Кольский научный центр РАН». Такой инструмент реализован впервые в России и ориентируется в основном на средний и малый бизнес, научные и научно-технологические организации, ведущие инновационные разработки.
Заключение
Таким образом, деятельность Союзного государства и Фонда «Арктика-СГ» по реализации научно-технологических программ обеспечения комфортного присутствия человека и роста кадрового потенциала в АЗРФ позволит:
создать и внедрить конкурентоспособные инновационные продукты и услуги в деятельность хозяйствующих субъектов АЗРФ для создания качественно нового уровня развития ключевых отраслей в сфере обеспечения комфортного присутствия человека в условиях Крайнего Севера;
повысить эффективность кадровой политики как одну из составляющих, обеспечивающих социально-экономическое развитие АЗРФ;
обеспечить эффективное и взаимовыгодное международное сотрудничество и интернационализацию процесса освоения Арктики;
повысить эффективность использования бюджетных и внебюджетных ассигнований.
В свою очередь деятельность цифрового информационно-аналитического центра научно-технологической и кадровой политики в АЗРФ, как обеспечивающего инструмента, позволит консолидировать производственный, научный и кадровый потенциалы Российской Федерации и Республики Беларусь в АЗРФ. Этот интегральный ресурс развития будет фокусировать на создание и внедрение в практику деятельности хозяйствующих субъектов Арктики прорывных инновационных научно-технологических разработок в области обеспечения комфортного присутствия человека в условиях АЗРФ и обеспечивать рост высококвалифицированного кадрового потенциала в условиях Крайнего Севера.